Финансовый кризис явно отличается от стихии землетрясения, которая внезапно приходит из неведомых земных глубин. Скорее, он похож на бурю, о приближении которой обычно свидетельствует множество признаков. В современной экономической науке созданы соответствующие барометры и, как правило, специалисты знают о скорой беде.
Помню, на конференции "Рефлексивные процессы и управление" в Институте философии РАН в октябре 2007 года выступал докладчик-экономист, который сообщил присутствующим в скором финансовом кризисе. Через год биржевые курсы обрушились. Умные экономисты даже непосредственную причину кризиса указывали заранее. Известный трейдер Нассим Николас Талеб писал за год до событий: "Субсидируемая государством компания "Фэнни Мэй", по моим скромным прикидкам, сидит на пороховой бочке и может взорваться от малейшего чиха".
После известных событий 2008 года прошло шесть лет, но экономическая ситуация не улучшилась. Наоборот, кризисные явления перекинулись в Европу, где под угрозой дефолта оказались целые страны. О том, что финансовая система Запада продолжает оставаться неустойчивой писали многие. Вторую волну кризиса кто только не пророчил!
И действительно. В мире существуют триллионы долларов "легкого капитала", который создавался за счет капитализации т. н. нематериальных активов на открытых финансовых рынках. Сначала эти капиталы работали на пользу обществу - за счет них субсидировались перспективные проекты и социальные программы. Однако сейчас мотор реальной экономики не может обеспечить функционирование и рост избыточного капитала, соответственно излишки финансовых активов должны сгореть в пламени кризиса.
Процесс может начаться как стихийное обрушению курсов акций на ведущих биржевых площадках: обесценятся капиталы множества инвесторов (в том числе пенсионных фондов и страховых обществ), дезавуируются активы и бюджеты многих стран. Это неминуемо приведет к глобальному экономическому кризису, к массовым протестам граждан и социальным потрясениям.
Описанный круг обстоятельств приводит к мысли об организации управляемого кризиса. Если здание в аварийном состоянии, целесообразно провести его контролируемое обрушение. Иными словами, правящие элиты ведущих государств, сознавая неизбежность кризиса, могут попробовать инициировать его искусственно и провести в планомерном режиме - для минимизации ущерба. Однако также понятно, что в этом случае гнев возмущённых граждан обрушится на инициаторов процесса, - с них будут требовать компенсации. Деятельность "волков с Уолл-Стрит" подпадёт под расследования, начнутся суды, посыплются репутации - всё это нежелательно. Таким образом, целесообразно были бы контролировать не только обрушение финансовых рынков, но и реакцию людей на этот процесс. И не просто контролировать, но влиять на неё - рефлексивно управлять ею.
Попробуем смоделировать решение данной задачи в общих чертах (разумеется, наши построения будут носить гипотетический характер).
Во-первых, кризис должен выглядеть как протекающий стихийно. Это можно обеспечить, поскольку обычно движение финансов всеми воспринимается как естественный процесс, хотя и в таком обычном режиме есть множество отработанных методов, которыми пользуются так называемые маркетмейкеры различного уровня, обеспечивающие волатильность рынка и управляющие важными трендами. Во-вторых, возмущение инвесторов, которые потеряют капиталы, должно быть канализировано так, чтобы маркетмейкеры остались вне подозрений. Стихийный вид процесса вроде бы защищает их, но у возмущенных инвесторов неизбежно возникнет вопрос "Кто виноват?" И тогда под удар попадут архитекторы рынка - финансовые корпорации, банки, фонды, государственные регуляторы, виновные в том, что не обеспечили стабильность. Единственный выход: подставить под удар некие сторонние силы, которые окажутся в роли экономических диверсантов. (Это старая практика: именно так поступали власть имущие, когда на радость толпе обвиняли в болезнях и неурожаях - колдунов и ведьм.) И, наконец, в-третьих: формирование выгодного контекста. Он должен быть таким, чтобы на его фоне все негативные последствия кризиса выглядели не слишком значительными. Исторический опыт показывает, что здесь лучше всего подходит угроза войны и хаоса.
Сразу же замечаем, что в предложенной схеме решения задачи и второй, и третий аспекты довольно-таки сложно обеспечить. В финансовом мире все трансакции отслеживаются, а, следовательно, экономический диверсант легко вычисляется. Точно так же, всегда очевидны и "поджигатели войны".
В начале 2014 года вышел на экраны американский фильм "Джек Райан: теория хаоса" ("Jack Ryan: Shadow Recruit"). Фабула фильма такова: некий русский олигарх по согласованию с российским правительством планирует секретную операцию "Плач Иеремии" - в отместку за то, что Запад заблокировал российское доминирование в нефтегазовой сфере. Тайная диверсия направлена на деструкцию американской экономики: "Погубил Господь все жилища… разрушил в ярости Своей укрепления… отверг царство и князей его…" (Плач Иеремии, 2:2)
Для этого злокозненный олигарх скупает казначейские обязательства США, чтобы резко выбросить на рынок - это должно привести к падению их цены и краху бирж. Одновременно он поручает своим агентам совершить в США некий мега-теракт, что вызовет панику со всеми негативными последствиями. Разумеется, аналитик Джек Райан вычисляет злодейские затеи и успешно спасает мир. Однако согласитесь, сюжетный поворот любопытен: Россия мстит за экономический "прижим", провоцируя финансовый кризис на Западе!
В названном фильме как раз очевиден прокол злоумышленника: даже его действия по подготовке финансовой диверсии легко отслеживаются. Собственно говоря, по этой же причине - из-за открытости финансовых транзакций, нельзя начинать контролируемое обрушение финансовых рынков - искусственность акции легко установить.
Не сокровища Али-Бабы
Продолжая нашу тему, выскажем гипотетическое предположение. Существует один прием, способный вызвать финансовое обрушение, так сказать, внебиржевым методом. Дело в том, что современные капиталы - не сокровища в пещере Али-Бабы, а виртуальные записи в памяти компьютеров. Если эти компьютеры превратятся в гору железа - финансовым активам придёт конец. Разумеется, есть разные дублирующие схемы, но для контролируемого обрушения важна начальная деструктивная инициатива, далее всё можно проводить в процессе управляемого хаоса, который легко маскируется под стихийную панику. А вот деструктивная инициатива оказывается наказуема.
Самое интересное, что уничтожение электронной начинки компьютеров - вполне решаемая задача. Именно на это нацелено так называемое электромагнитное импульсное оружие, которое давно известно.
Мощный электромагнитный импульс возникает при ядерном взрыве и является одним из поражающих факторов. С этим столкнулись американцы в 1962 году при испытаниях атомной бомбы в 1,4 мегатонн над одним из тихоокеанских атоллов: был получен побочный эффект - отключились электрическое освещение и телефонная связь на Гавайских островах.
В 60-х годах академик Андрей Сахаров (он тогда работал на оборонный комплекс СССР) предложил способ получения подобных импульсов при взрыве обычного боеприпаса: если внутри взрывающейся массы находится катушка с током, создающая магнитное поле, резкое сдавливание переводит энергию взрыва в энергию электромагнитного импульса. У нас этот боеприпас получил название "взрывомагнитный генератор".
С тех пор работы над электромагнитным импульсным оружием активно велись и у нас, и на Западе. Конкретные боеприпасы такого типа демонстрировались на выставках оружия и даже использовались в боевой обстановке (например, во время войны в Ираке). Информацию об этом легко найти в Интернете, но технические детали - для служебного пользования.
Интересующимся могу порекомендовать книгу "О сейсмоиндуктивном зондировании с применением взрывомагнитных генераторов" - там есть и схемы, и формулы. Книга издана в Красноярске издательством Сибирского федерального университета. Дело в том, что аналог электромагнитного импульсного оружия в Сибири применяется для прямой разведки нефтегазовых залежей: одновременное воздействие сейсмических колебаний и электромагнитной волны вызывает реакцию углеводородного флюида, которую можно зафиксировать. Для этого взрывомагнитный генератор опускают в скважину под землю, а вот если бы он срабатывал на поверхности - электронике в радиусе тысячи метров не поздоровилось бы.
Кроме взрывомагнитных генераторов, существуют также компактные импульсные источники, обеспечивающие направленное воздействие на атакуемую электронику. В этом случае обходится без шумного взрыва, так как срабатывают мощные конденсаторы.
В 2003 году по столицам ведущих западных стран прокатилась волна странных отключений электричества. В августе "Великий блэкаут" в Америке - обесточены восемь штатов США и канадская провинция Онтарио, а также Лондонский блэкаут - на 34 минуты оказалась обесточенной столица Великобритании. В сентябре на четыре часа без света остались 5 миллионов шведов и датчан, а также случился итальянский блэкаут, охвативший Рим и все Апеннины. И хотя в каждом случае назывались причины аварии (например, в Италии таковой оказалось дерево, заброшенное бурей на линию ЛЭП), синхронность аварий была подозрительна.
Редактор американского журнала "Популярная механика" Джим Уилсон выдвинул предположение, что это могла быть серия диверсий с применением электромагнитного импульсного оружия, выводящего из строя микросхемы, регулирующие энергоснабжение. Идею подхватили детективщики и вот уже в книге "Танец духов" действует гений-маньяк по фамилии Уилсон, который с помощью фантастического электромагнитного "трансмиттера" устраивает теракт: уничтожает центральный сервер международной платежной системы "SWIFT". По сюжету он хотел своим трансмиттером сжечь электронику повсеместно, но его остановила роковая любовь к черноглазой украинке и карающая пуля ФБР…
Впрочем, и без детективных страшилок опасность электромагнитных диверсий в США воспринимают всерьёз. В январе 2014 года FOX NEWS порадовал американцев сообщением на тему электромагнитного взрыва, способного ввергнуть мир во тьму. Но подчеркнул, что есть специалисты, способные отследить злоумышленников.
В июле журнал "Forbs" опубликовал статью со страшным заголовком "Неспособность США защититься от электромагнитного импульсного оружия может привести к тому, что 9/11 покажется тривиальным". В статье дана ссылка на мнение двух комиссий Конгресса и доклад Национальной академии наук об опасности электромагнитной диверсии, которая может вызвать крах банковской системы США, что приведёт к негативным последствиям во всем мире.
Наконец, в августе 2014 года "The Wall Street Journal" в статье "Возрастающая угроза нападения с электромагнитным импульсным оружием" сообщила об особой опасности для клиентов Уолл-Стрит: "В недавнем письме к инвесторам миллиардер и руководитель хедж-фонда Paul Singer предупредил, что электромагнитный импульс - это "наиболее серьезная угроза для США и наших союзников в мире".
Причем, во всех сообщениях об электромагнитном импульсном оружии как-то невзначай делается акцент на российские разработки. Утверждается даже, что русские учёные зачем-то передали эту технологию северным корейцам.
В контексте антирусской истерии
Все эти намеки наводят на мысль: если сценарий контролируемого обрушения финансовых рынков существует - он уже запущен. Планируется устроить электромагнитную диверсию, которая спровоцирует обрушение мировых финансовых рынков, и дело будет устроено так, что подозрения падут именно на русских мстителей (или на северо-корейских диверсантов, пользующихся российской технологией).
Сфабриковать "бесспорные улики" труда не составит, а западные средства массовой информации, хорошо натренировавшиеся в русофобской демагогии, довершат дело. Понятно, что уже сформированный контекст антирусской истерии фальсификаторам здесь поможет, а экономические санкции против РФ будут представлены поводом, который, якобы, подвиг неведомых диверсантов "отомстить за матушку Россию". После сжигания электроники каких-либо важных (или неважных) компьютерных серверов, входящих в структуру функционирования западной финансовой системы, начнется контролируемое обрушение Нью-Йоркской, Лондонской и других бирж. Всё будет проходить в плановом режиме, но вину за глобальный финансовый крах возложат на Россию - к ней все претензии и требования о компенсации. (Боюсь, однако, одними требованиями тут не ограничатся…)
И вот здесь обнаруживается решение для третьего аспекта поставленной задачи. Установление факта диверсионного экономического нападения даст Casus belli - повод к войне. Иными словами, контролируемое обрушение финансовых рынков будет проходить в обстановке угрожающей предвоенной истерии. Впрочем, логично предположить, что до обмена ядерными ударами дело не дойдёт, но на фоне этого страшного спектакля люди воспримут крах финансовой системы как меньшее зло.
Если уж мы взялись проверять достоверность гипотетического сценария, то придется указать и на то, что в него хорошо укладывается иррациональная антироссийская кампания в западных СМИ, начавшаяся еще перед Олимпиадой-2014 и продолженная в контексте украинской трагедии. А также сентябрьское заявление президента США с трибуны ООН, где Барак Обама провозгласил Россию одной из трех угроз миру, наравне с вирусом Эбола и боевиками ИГИЛ.
Похоже, что намеченный нами гипотетический сценарий может оказаться отражением самой настоящей реальности. Хотя он и выглядит достаточно фантастично.
В завершение расскажу одну историю. На вышеупомянутой конференции "Рефлексивные процессы и управление" в Институте философии РАН мне довелось пообщаться с Владимиром Лефевром - известным исследователем рефлексивности, который начал своё научное поприще в СССР, а потом продолжил в США. Лефевр задал мне вопрос: "Почему Россия со своими соседями ссорится?" (речь шла о странах Балтии). Он, судя по всему, хотел подвести беседу к различию этических систем, характерных для западной ментальности и для русской (это его "фирменное" открытие). Но мысль не получила намеченного продолжения, поскольку я ответил: "Это они с нами ссорятся!". В самом деле, рефлексия - процесс обоюдный. Но всё же кто-то всегда "начинает первым".
За двадцать с лишним лет после распада СССР и превращения "реального коммунизма" в капиталистическую реальность, Россия постоянно шла на уступки и не вела никакой антизападной пропаганды. А вот блок НАТО придвигался к границам РФ шаг за шагом, а русофобская пропаганда носила самый изощренный характер.
"В снятом в 2007 году "Золотом компасе" (The Golden Compass), ставшем изысканной экранизацией прославленной британской трилогии в жанре фантастики, юные зрители получают действующий на подсознание антироссийский сигнал. Вражеские силы в параллельном мире кричат на русском языке, да и похожи они на армию Распутиных со своими длинными бородами и казачьими папахами," - отмечается в статье Нины Хрущевой "Даже в хорошие времена русские в Голливуде - всё равно злодеи", распространенной агентством "Reuters".
Что касается различия этических систем, то есть признаки сближения. Так, в упомянутой речи Барака Обамы с трибуны ООН было сказано: "Мы верим, что кто прав, тот и силен". Как видим, спичрайтеры американского президента вложили ему в уста слова русского Данилы Багрова из фильма "Брат-2", сказанные им американскому мафиози.
Это оставляет надежду на взаимопонимание.
Павел Полуян, председатель политклуба красноярского краевого отделения партии "РОДИНА".