Полмесяца назад я опубликовал на ИА REX статью о керченском стрелке, где, проанализировав его профиль в социальных сетях, показал, что молодой человек уже давно был одержим леворадикальными, анархистскими идеями, в том числе идеей насилия на этой почве. И предупредил – Россия стоит перед лицом левацкого терроризма, не менее опасного, чем ИГИЛ (организация запрещена в РФ). Статья вызвала большой резонанс, хотя многие восприняли ее в штыки, мол, да что вы такое говорите. А потом произошел подрыв террориста в здании архангельского УФСБ.
В первый же день был опубликован скриншот из анархистского Telegram-чата "Речи бунтовщика" (@RebelTalks), где за четыре минут до взрыва пользователь с аватаркой террористической "Фракции Красной Армии" (Rote Armee Fraktion, RAF) оставил сообщение о том, что собирается себя подорвать в здании ФСБ Архангельска. Источники Znak.com в правоохранительных органах подтвердили, что скриншот подлинный (в тот же день он был скопирован многими пользователями).
Позже изданием Daily Storm были опубликованы и скриншоты предыдущих высказываний того же пользователя в "Речах бунтовщика" в поддержку насильственных (даже прямо с упоминанием использования взрывчатки) методов борьбы не на жизнь, а на смерть с государством и конкретно с ФСБ.
Приверженцы левацкой идеологии тут же, разумеется, заверещали, что упомянутый Telegram-чат был открытым, так что там мог добавиться любой (а интересно, а как иначе – после проверки и сдачи экзамена в специальной "комиссии по приему в анархисты", что ли?), поэтому, мол, все это ничего не значит, это мог быть провокатор и так далее.
Но вот свидетельства одногруппников, общавшихся с Жлобицким отнюдь не в Интернете, а вживую, с которыми поговорил журналист леволиберального издания "7х7": "Они заявили, что в группе Михаила называли террористом… Несколько учащихся рассказали, что им было известно о планах Михаила "подорвать колледж", но "его отговорили". Одногруппники Михаила рассказывали, что на учебе он говорил, что взорвет здание колледжа и ФСБ, что писал об этом в соцсетях".
Можно добавить, что популярнейший анархистский Telegram-канал "Прометей" (@class_war) 31 октября прямо назвал Жлобицкого "героем, который дал сигнал радикальной молодежи – если власть говорит только на языке насилия, то можно отвечать ей ее же языком", а 1 ноября опубликовал большой текст, где портрет террориста с надписью "Герои живут вечно" сопровождает агрессивное оправдание его действий, ведь Жлобицкий "ранил троих сотрудников ФСБ, людей… непосредственно осуществляющих террор и диктатуру над населением России". Какие еще нужны доказательства причастности к архангельскому теракту левых радикалов?
Тут, безусловно, можно и нужно сказать многое о нашей системе работы с молодежью, которая уже десятилетиями выражается только в создании придворных движений под лозунгом "Кормимся, батюшка!" (по злому выражению Дмитрия Ольшанского) либо выступлениях на отчетных мероприятиях ряженых скоморохов с дудками. Молодой человек давно открыто заявлял о планах совершить теракты против представителей правоохранительных органов и даже собственных одногруппников (как в Керчи!), но никто об этом никуда не сообщил. Никто из госслужб не вел никакой профилактической работы, даже вся пресловутая система мониторинга в Интернете, которую щедро заливали деньгами в последние годы в центре и регионах, ничего не дала - это не пресловутый ИГИЛ (организация запрещена в России) искать и штрафы сотнями выписывать одним, а другие СМИ не трогать.
Можно создать еще десять "молодежных парламентов", "молодежных палат" при мэре (губернаторе, премьер-министре etc), провести еще энное число встреч с видеоблогерами, "территорий смысла", лагерей на Селигере и раздать энное число грантов (все то, что у нас обычно понимают чиновники под "работой с молодежью"), но это не поможет никак. Только деньги уйдут впустую из бюджета, и так уже не такого тугого, как некогда.
Но, безусловно, надо обратить внимание и на первоисточник проблемы, которым в данном случае является левый экстремизм. В 2009-2010 годах, когда анархистская субкультура в России была на подъеме, в Москве и регионах с использованием "коктейлей Молотова" происходили десятки поджогов зданий ОВД, опорных пунктов полиции, военных комендатур и так далее, за которые затем брали на себя ответственность анархисты, использовавшие блоги, а затем сайт "Черный блок". Собственно, изначально "Черный блок" – это боевой отряд анархистов на западных акциях антиглобалистов, вступающий в бои с полицией.
В мае-июне 2011 года левые радикалы в Москве трижды пускали в ход уже и самодельные бомбы – один раз подкинув на территорию военной комендантуры, второй на территорию ОВД "Замоскворечье", третий к посту ДПС на 22-м километре МКАД. Последняя бомба, собранная на основе газового баллона, была огромной мощности и буквально чудом не привела к человеческим жертвам. Анархисты тогда заявили на сайте "Черного блока", что в жертвах ничего плохого не было бы, так как сотрудники автоинспекции "ничем не лучше остальных полиционеров и давно заслужили возмездия со стороны людей". Один в один нынешняя риторика архангельского подрывника и Telegram-канала "Прометей".
Отдельная история – деятельность журналистов, собственно, и накручивающих таких персонажей, как Жлобицкий, бесконечными штампованными историями про "пытки задержанных анархистов", которые "ну, совсем невиноватые ни в чем". Начитавшись такой пропаганды, у наивного провинциального паренька левацких взглядов, плотно сидящего в Интернете и верящего по молодости всему нам написанному, действительно вполне может поехать крыша и занести, куда не следует.
Почитайте, например, типичную статью на "ОВД-Инфо" про "бедную мирную девочку, которая разводила попугайчиков, а злобный дядя в погонах ее не пожалел и посадил, наверное, чтобы звездочку получить" в исполнении журналиста "Коммерсанта" Александра Черных. Это про фигурантов того самого "Нового величия", делом которого, как следует из сообщений в "Речах бунтовщика", интересовался будущий подрывник. Прочтя такое, ну прям, действительно, наворачиваются слезы, сжимаются кулаки и так далее.
Только вот ровно 10 лет назад Черных громко прославился другой историей, тогда еще в своем левацком блоге, – про бедную девушку Олю Рукосылу, которую якобы в Иркутске зверски забили насмерть за ее убеждения нацисты. Как и по делу "Нового величия", СМИ моментально раздули эту слезодавильную историю, по всей России и за ее пределами начались митинги возмущенных левых радикалов, но… потом иркутские журналисты выяснили, что никакой Оли Рукосылы никогда не существовало в природе, и никто ее не убивал, и вся эта взбудоражившая всех ужасная история – фейк от начала и до конца. В Википедии есть целая статья на эту тему – "Дело Ольги Рукосыла", рекомендую.
Зато сколько тогда шума было, сколько благородной ярости поднималось, сколько кулаков сжималось, и нельзя исключать, что эта яростно раскручивавшая в октябре-ноябре 2008 года история могла сильно повлиять на начало поджогов анархистами зданий правоохранительных органов, которая пошла с февраля 2009 года.
Можно вспомнить и то, что Черных прямо называл себя членом антифашистского движения и публично хвастал тем, что "хорошо знает" московских "ред-скинов" ("красных скинхедов"), которые такие все из себя "реальные парни" (млеет как девочка) и сразу "устраивают серьезные кровавые драки".
Другой такой журналист, также строчащий одну за другим (в "Новой газете", "ОВД-Инфо", "Инсайдере") статейки про "пытки невинных арестантов" (у одного из таких по делу анархистской организации "Сеть" нашли целое ведро алюминиевой пудры, предназначенной явно для сборки самодельных бомб) – Александр Литинский (Литой), начинавший в начале нулевых также в среде тех же "красных скинхедов" и даже бывший издателем главного в России анархистского журнала "Автоном". Опять же, роль подобных статей в создании морального климата для действий левых радикалов тоже нужно оценить.
Исходя из вышеизложенного, в отношении любых радикальных элементов, а также их обслуги из СМИ, необходимы системные действия государства и его правоохранительных органов, которые должны не сводиться к "профилактическим беседам", а на корню пресекать деятельность подобного рода экстремистов. Законодательство необходимо ужесточить.
В отношении левых радикалов должна действовать та же логика, что и в отношении ИГИЛ (организация запрещена в РФ) – блокировка всех интернет-ресурсов и связанных с ними банковских счетов и интернет-кошельков, выявление и арест их хозяев и авторов за пропаганду ненависти и оправдание терроризма (минимум две статьи Уголовного кодекса). Запрет уличной пропаганды, раздачи агитационных материалов, митингов. Недопущение пропаганды, сбора денег и вербовки активистов на концертах панк-групп, поддерживающих анархистов.
Признание леворадикальных группировок экстремистским сообществом, членство в котором уголовно наказуемо. Осуждение леворадикальной идеологии как экстремистской и противодействия ей на уровне государственной пропаганды. Должны быть в приоритетном порядке доведены до конца уголовные дела о терактах, совершенных анархистами в России в 2009-2011 годах, а их организаторы и непосредственные исполнители получить реальные тюремные сроки.
Владимир Лактюшин (руководитель движения "ТИГРЫ РОДИНЫ", молодежного крыла партии "РОДИНА") - специально для ИА REX