С каждым годом бедных в России становится все больше. Однако, по мнению экспертов, система социальной помощи населению работает недостаточно эффективно. В Минфине предлагают на законодательном уровне установить единые критерии нуждаемости. Об этом шла речь в программе "Прав!Да?" телеканала ОТР, в которой принял участие член Бюро Президиума, идеолог партии "РОДИНА" Федор Бирюков.
Ведущий программы - Дмитрий Лысков.
"Число бедных в России превысило 14%. В абсолютных цифрах это более 20 миллионов человек. Ну что, Федор Владимирович, докатились?" – обратился ведущий к Бирюкову в самом начале программы.
Федор Бирюков: Ну, приехали. И более того, я бы сказал, что реально бедных в стране гораздо больше. 14% – это нищие люди, это которые находятся практически за чертой бедности, это уже крайний уровень маргинализации. Но по опросам Фонда "Общественное мнение", 41% граждан России испытывают трудности, им не хватает зарплаты на месяц. Вот это и есть бедность. 41% населения России реально бедные, которые живут от зарплаты до зарплаты и которым не хватает денег. Еще 75% испытывают сложности время от времени.
То есть фактически большинство населения России можно назвать бедными людьми, потому что зажиточный человек – это человек, которому не только хватает зарплаты, а у него есть некие сбережения, которые позволяют ему пережить сложный момент – например, потерю работы. У нас большая часть населения при потере работы оказывается на грани голодного существования. Поэтому 14% – это абсолютно нищие.
И когда государство говорит о том, что необходимо, например, ввести пособия для бедных… Ну, они и так существуют, но они мизерные. Пособия для малоимущих, так же как пособия для матерей и многодетных семей, – это такие копейки, которые просто не играют роли.
"Они могут помочь только сильно пьющим людям, которым на бутылку дают деньги, но это только консервация нищеты, это ухудшение", - считает Федор Бирюков.
Федор Бирюков: Всегда, если даже ничего не делать, что-то улучшается. Если город повержен, в руинах, он украшается ростом деревьев, появлением животных и прочих красот природы. Проблема в том, что элиты, собственно которые держат деньги у себя, они не поменялись, к сожалению, за эти 25 лет, они остались теми же. И последний пример – это задержание министра экономического развития Улюкаева. Это "птенец гнезда Гайдара", который с ним работал в журнале "Коммунист", потом был в партии "Демвыбор", СПС. Это либерал хронический, что называется. Он призывал последние годы население "затянуть пояса". Мы видим, как он сам теперь "затягивает пояса" и рассказывает об этом Следственному комитету.
Для них проблема не то что нищих, а и обычных граждан, среднего класса, который они уничтожили фактически, вообще не стоит. У них совершенно элитарное и такое кастовое мировоззрение: "Мы – главные. Мы – элита. А вы вообще не суйтесь". Поэтому они и подсовывают этот МРОТ, минимальный размер оплаты труда, потребительскую корзину, – все это убожество, от которого вообще надо отходить. Нужно внедрять социальный стандарт достойной жизни. Не минималка, а действительно порядка 50 тысяч в месяц в среднем. Человек на эти деньги может нормально жить, питаться и не умирать, не существовать. А все, что ниже, – эти территории должны объявляться зоной социального бедствия. А у нас придумали МРОТ, какие-то минимумы абсолютно умозрительные… И вот в них втискивают живых людей, которые вообще живут иначе.
Федор Бирюков: На самом деле денег реально не хватает. И миллионы людей, сотни тысяч людей берут эти микрокредиты, берут обычные кредиты и собственно на них живут в постоянной долговой кабале. А если этот банковский сектор кредитования убрать, людям просто не будет хватать денег ни на что.
И действительно, некорректно сравнивать нашу бедность с бедность развитых западных стран. Тамошний бедный – это мечта среднего класса по доходам в России. Проблема государства в том, что оно не умеет балансировать между поддержкой самых бедных слоев и свободой для богатых. Ведь у нас в России, да, много миллиардеров в Forbes, но мало миллионеров, абсолютно отсутствует средний класс, о котором так много говорили. А элиты, должностные лица, они призывают "затягивать пояса". Это был единственный рецепт. И пока ничего не поменялось.
Дмитрий Лысков: Федор Владимирович, вот Минтруд, собственно говоря, отвечая на инициативу Минэкономики о введении пособий по бедности, заявил, что это нецелесообразно, а лучше пустить эти деньги на повышение заработной платы работающих людей. Как мне показалось, это давний спор между рыбой и удочкой, и Минтруд тут встает на сторону: "Дайте людям удочку, пусть работают, повысятся зарплаты, и все получится". Вы как думаете, получится?
Федор Бирюков: В таком случае – нет конечно. Более того, сейчас ведутся разговоры о введении так называемого налога на безработных. А что такое сегодняшний безработный? У нас треть работающего населения работают неоформленными, потому что их работодатель не оформляет, потому что иначе надо будет больше выплат платить. Никому невыгодно – ни работнику, ни работодателю. Профсоюзов не существует как класса, защищать интересы работника некому. Правящая партия защищает (иногда только) интересы работодателей. А так, в принципе, чиновники все вместе, как говорится, "кошмарят" бизнес. И обычному человеку бизнес сегодня начать и в Москве, ив регионах просто нереально. Даже если он будет какой-то отличный проект вести, он будет работать себе в убыток.
И вот вся эта система, которая создана не для того, чтобы развивать экономику, а для того, чтобы только сохранить статус-кво, она продолжается. Ведь какая лучшая социальная защита? Это рабочие места, создание рабочих мест. И президент говорил: "Отстаньте года на два от самозанятых". А самозанятые – это те же фактически безработные. У нас все перепуталось. Нужно менять элиты, нужно приводить людей к власти, которые имеют новый взгляд, принципиально новый взгляд на развитие, и которые выросли не в этих "элитарных теплицах", и не стажировались для того, чтобы разваливать ту систему.
Ведь мы говорили о социальном государстве. Это норма 7-й статьи Конституции. Ее оспаривают те же бывшие и нынешние министры. А вообще как она появилась? Что такое социальное государство? Да это калька с социальной Республики Сало Муссолини, марионеточного государства. В 1993 году ее прописали, чтобы только было что-то социальное после Советского Союза. Даже не вдумываясь, что это такое.
Федор Бирюков: Никак не расшифровывается, что это такое. Сегодняшние чиновники практически предлагают антиконституционные меры по повышению платы за здравоохранение. Образование школьное, допустим, тотально уже платное. Можно бесплатно только зайти в школу и выйти, а каждый шаг там – уже за деньги. Это называется "добровольными сборами", это называется "услугами" и так далее. То есть вся система реальной социальной не то что поддержки, а инфраструктуры, она отжила свое, она сломалась и разрушена. И никто ничего нового не предлагает.
Дмитрий Лысков: Федор Владимирович, справедливости ради, если мы сто пятьдесят раз скажем, что нужно заниматься экономикой, лучше не станет. Конкретно, с вашей точки зрения, чем нужно заниматься сейчас?
Федор Бирюков: Нужно заниматься экономикой, как это ни парадоксально звучит.
Дмитрий Лысков: Хороший ответ.
Федор Бирюков: Я всегда вспоминаю высказывание Уинстона Черчилля, который говорил: "Если расходы превышают доходы, нужно повышать доходы". Наша экономическая элита и правительство все время думают, как сэкономить, но они не трогают свою "поляну", свои доходы. Даже по тем декларациям мы видим, что их личные доходы каждый год растут, несмотря на кризис. А вот социальная сфера, вложения в экономику – все это предлагается сокращать, сокращать, сокращать. И объясняется, почему нужно "затягивать пояса".
Нет стратегии развития. Поэтому, если не придут к власти, в экономическом блоке в первую очередь, люди, которые имеют и желание, и видение, как развивать экономику в новых условиях – в условиях падения цен на энергоресурсы, в условиях невозможности больше в той же мере получать валютные инвестиции в российскую экономику, – которые не имеют политического воззрения, ничего не будет. Будет вот этот вечный разговор в пользу бедных о том, что необходимо стимулировать покупательную способность, нужно делать что-то с зарплатной политикой, нужно идти навстречу бизнесу и снижать налоги, чтобы бизнесмены, частные работодатели могли платить нормальную зарплату. Вот этим нужно заниматься. А денег действительно скоро уже не будет ни на что.