8 ноября глава сербского МИД Ивица Тончич отозвал "для консультаций" посла на Украине Раде Булатовича. Неделей ранее, 2 ноября, Тончич выступил с жестким осуждением деятельности украинского посла в Белграде: "Деятельность посла Украины Александра Александровича сводится к тщетным попыткам нарушить отношения между Россией и Сербией". Перед этим на Александровича обрушился в выступлении президент Сербии Александр Вучич. Что стало причиной этой дипломатической войны?
С середины октября Служба безопасности Украины и посол Александрович начали один за другим давать интервью, обвиняя Белград в том, что тот не предпринял достаточных мер в отношении сербских добровольцев, отправившихся в 2014–2015 годах для участия в военных действия в рядах ополчения Донецкой и Луганской народных республик. В этих заявлениях фигурирует число – триста сербов, якобы даже составлявших отдельное боевое подразделение среди ополченцев. При этом СБУ обнародовала данные лишь 6 сербов, заявив, что они воевали в Донбассе, а затем в Сирии в рядах ЧВК "Вагнер".
Этот момент позволяет определить и мотив кампании, начатой Киевом против Белграда, который не остановился даже перед угрозой разрыва дипломатических отношений (уже после сделанного 23 октября Вучичем заявления посол Александрович продолжал давать интервью, обвинявшие правительство Сербии в пророссийской политике). Дело в том, что как раз именно в октябре западные – а также либеральные российские – СМИ начали дружно разоблачать действия "вагнеровцев" в Сирии. Причина была понятна – сирийская армия окончательно переломила при поддержке Военно-космических сил России ход войны в свою пользу. Не далее как 8 ноября пал Абу Камаль – последний город, который удерживало ИГИЛ (организация запрещена в России. – РОДИНА.ру.) на территории Сирии. Успехи России в войне вынужден был публично признать даже глава Государственного департамента Рекс Тиллерсон.
На этом фоне была сделана ставка на муссирование потерь России в Сирии, с акцентом как раз на деятельность ЧВК. 27 октября вышла известная публикация Reuters, журналисты которого насчитали 131 погибшего за 2017 год на сирийской войне российского "частника". Перед этим 19 октября питерская "Фонтанка" "нашла" в рядах этой ЧВК в Сирии воевавших в ЛНР националистов из диверсионно-штурмовой группы "Русич". И синхронно с этим 11 октября глава СБУ Грицак дает брифинг в Киеве о воюющих в Сирии сербах из "Вагнера", которые ранее отметились в Донбассе, а с конца месяца эту тему начинает муссировать в сербских СМИ украинский посол Александрович.
Вполне очевидно, что настойчивость Киева мотивирована желанием страны-сателлита услужить "старшим товарищам". Не исключено, что именно они и снабдили СБУ данными о сербах, которые были выложены 11 октября на сайте украинской охранки с указанием, что эти люди воевали в Донбассе до августа 2015-го. Но заинтересовали они СБУ почему-то только и именно сейчас и были опубликованы с прямой привязкой к войне в Сирии. Для украиноцентричного сознания последний факт является явно нетипичным.
Помимо атаки на сирийском фронте деятельность Киева решает еще ряд антироссийских задач, актуальных для Запада, но не для Украины. 2 октября в Сербию прибыли в разобранном виде два истребителя "МиГ-29", причем их отправка шла в режиме строгой секретности. О значимости этой поставки говорит то, что груз с подмосковного аэродрома в Луховицах на сербском военном аэродроме в Батайнице встречали глава Министерства обороны Сербии Александр Вулин, начальник Генштаба генерал Любиша Дикович и командующий Военно-воздушными силами и противовоздушной обороной генерал-майор Ранко Живак.
"Первые два МиГа из военно-технической помощи, которую мы получили от Вооруженных сил Российской Федерации, прибыли на аэродром Батайница. До пятницы (6 октября) прибудут еще четыре самолета, и мы сможем с гордостью сказать, что впервые с 1987 года наша авиация получила новые машины", – заявил Вулин, чье заявление было опубликовано в тот же день на сайте Министерства обороны Сербии.
Усиление сербских ВВС отнюдь не входит в планы Запада, столкнувшегося с сербским ПВО во время воздушных бомбардировок в 1999 году. 24 октября заместитель помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии (курирующий Балканы) Брайан Хойт Йи заявил на 17-м Сербском экономическом форуме: "Важно, чтобы страна сделала стратегический выбор и чтобы он стал частью официальной политики, как это сделала Хорватия, которая поставила членство в ЕС выше всего, или как это сделала Черногория по отношению к НАТО" (то есть – определяйтесь, с нами вы или с Россией). Далее Хойт Йи выступил в своем заявлении на форуме с нападками на Россию: "Действия России в регионе наводят на мысль, что она хочет, чтобы Балканы оставались слабыми и разрозненными, а не сильными и хорошо интегрированными в ЕС". Теперь найдите два отличия с тем, что заявил 1 ноября интернет-изданию Balkan Insight украинский посол Александрович, чье интервью озаглавлено его фразой: "Россия использует Сербию для уничтожения Европы".
Хойт Йи тогда же провел ряд встреч с лидерами сербских партий, пытаясь заручиться поддержкой оппозиции. Очевидно, что обвинения властей Сербии со стороны Украины также служат цели подчинения Белграда североатлантическому курсу.
Роль для Украины, которая в своих СМИ предстает центром мироздания и всей мировой политики, во всем этом выглядит крайне неблаговидной: ее просто используют США для давления на Россию и Сербию, и она же станет "громоотводом" для Белграда, так как на подобные меры в отношении американцев Вучич, конечно, не пойдет.
Алексей Рылеев, член Бюро партии "РОДИНА", руководитель исполкома Конгресса русских общин